Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times
Размер шрифта
A A A
Интервал между буквами
Нормальный Увеличенный Большой
Изображения:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону "Гимназия № 76 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А."
  • г. Ростов-на-Дону, ул. Волкова 5/6
  • +7 (863) 233-49-90
  • gim@sch76.ru
Школьная жизнь
Cведения об образовательной организации

Художественно-эстетическое воспитание

СПРАВКА

 Организация профильного обучения (10-11 кл) в МАОУ «Гимназия № 76».

История создания профильного обучения в гимназии и характеристика художественно-эстетического профиля.

Всё больше внимание в российском образовании уделяется профильному обучению и это не случайно. Одно из основных преимуществ профильного обучения - возможность учитывать интересы ребенка, его индивидуальность, неповторимость. Профильная школа позволяет создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными намерениями в отношении продолжения образования.

 Наша гимназия была одним из первых образовательных учреждений в городе ставших осуществлять предпрофильную подготовку и профильное обучение.

Этапы перехода:

1 этап: 1990-1996 г.г. Получение финансовой самостоятельности;

2 этап: 1997-1998 г.г. Широкое развитие сети предоставляемых дополнительных педагогических услуг населению, довузовская подготовка обучающихся;

3 этап: 1999-2004г. Получение лицензии на ведение образовательной деятельности в экономико-правовом колледже по специальностям  «экономика и бухгалтерский учет (по отраслям социальной сферы)» и  «право и организация социального обеспечения (квалификация – юрист)». Формирование преподавательского состава с привлечением преподавателей ВУЗов. Налаживание сотрудничества с ведущими ростовскими ВУЗами: РГУ, РГСУ, ДГТУ, РГПУ. Развитие и совершенствование экономико-образовательной системы гимназии за счет внутренних резервов и расширение ее взаимодействия в социальной среде;

4 этап: 2004-2007г. Разработка учебных планов различных профилей обучения и предпрофильной подготовки  на базе БУП-2004, элективных курсов и их апробация; развитие материально-технической базы школы;

5 этап: 2008 - по настоящее время. Определение окончательного набора профилей обучения в соответствии с требованиями гимназического образования, создание нового художественно-эстетического профиля, развитие материально-технической базы гимназии, трансляция опыта работы широкому педагогическому сообществу.

 Каковы регулятивные механизмы организации  предпрофильной подготовки и профильного обучения?

Реализация профильного обучения на старшей ступени общего образования регламентируется действующими законами и нормативно-правовыми актами в области образования.

Разработка нормативно-правовой базы профильного обучения осуществляется на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном, гимназическом.

- Уровень общеобразовательного учреждения (ОУ):

На уровне ОУ введение предпрофильной подготовки и профильного обучения регламентируются следующими локальными актами:

- Уставом МАОУ «Гимназия № 76» 

- программой развития;

- образовательной программой;

- Учебным планом;

- приказами: об открытии муниципальной экспериментальной площадки на базе гимназии, о введении профильного обучения в ОУ, о комплектовании профильных классов, о перечне профилей обучения на старшей ступени общего образования и т.п.

- положениями: о профильном обучении в общеобразовательном учреждении, о профильных классах, о портфолио ученика основной школы, о порядке приема в профильные классы, о порядке перевода учащихся из профильных классах в универсальные, об элективных курсах и т.д..

-договорами о взаимодействии ОУ с обучающимися и родителями по созданию условий для введения профильного обучения и т.д.

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности обучающихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником собственной, индивидуальной образовательной траектории.

Механизм формирования содержания обучения в отдельном профиле

Каков предлагаемый в «Концепции профильного обучения» механизм формирования содержания отдельного профиля? Здесь есть несколько отправных точек.

- максимальный объем аудиторной нагрузки школьников старших классов, установленный СанПиНами, – 34 часа (при 5-и дневной учебной неделе).

-  распределение учебных часов между базовыми, профильными и элективными курсами, установленное БУП.

-  каждый  общеобразовательный  предмет  может   быть представлен в учебном плане конкретной школы (класса) или выбран для изучения отдельным школьником либо на базовом, либо на профильном уровне.

Таким образом, предлагаемая система не ограничивает школу в организации того или иного профиля обучения (или нескольких профилей одновременно), а школьника в выборе различных наборов базовых общеобразовательных, профильных и элективных курсов.

    Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения  в гимназии ежегодно подчиняется определенному алгоритму действий.

       Мы исходим из того, что профильное обучение и первый его этап – предпрофильная подготовка -  призваны помочь ученику найти своё место в жизни, т.е. помочь самоопределиться – знать чёткие ответы на три главных вопроса: кем я хочу стать в этой жизни и почему, могу ли я выбрать именно этот путь, что и как для этого мне необходимо сделать.

                Для решения этой задачи в гимназии уже несколько лет проводится  работа по  педагогическому сопровождению самоопределения гимназистов (работа с психологом, тестирование, анкетирование).

                Составляющими  педагогической поддержки самоопределения школьников являются  следующие элементы:

- Профессиональная ориентация в 8-11 классах;

     - Профильная ориентация в 8-9 классах;

- Психологическое сопровождение профильного обучения;

- Элективные курсы в 10-11 классах;

- Профильные учебные предметы;

- Обширная информационная работа.

   

            Опыт работы показывает, что при всём многообразии средств педагогического сопровождения самоопределения школьников, центральным направлением работы гимназии со старшими школьниками должно стать информационное сопровождение профильного обучения, которое охватывает всех участников воспитательно-образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.          

                        Организация информационно-профориентационной работы с учениками 8-9 классов осуществляется под руководством заместителя директора по УВР, курирующего организацию профильного обучения.

Основными формами этой работы являются следующие:

1. Выпуск информационных бюллетеней об открывающихся профилях в предстоящем учебном году;

2. Размещение информации о профилях обучения на сайте гимназии.

   3. Цикл классных часов «Профильное обучение на старшей ступени обучения»,  где рассказывается  о различных сторонах той или иной профессии, представляется профессиональный мир в конкретно-наглядной форме, а также показывается связь между профессиями и профилями обучения. Цель этого направления – создать у гимназистов максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

4. Информирование  обучающихся и родителей о профессиях, востребованных в настоящее время на рынке труда через выпуск информационных бюллетеней и встречи с представителями Центра занятости.

5. Диагностические процедуры по изучению интересов и склонностей 8-9-классников в рамках психологического практикума «Мой выбор» и тестирования, организованного Центром занятости Ворошиловского района.

Большую роль в самоопределении гимназистов играют курсы по выбору, которые  направлены на профильную ориентацию и развитие интереса к определённому профилю, отличаются развивающей направленностью обучения и активностью обучающихся в процессе проведения занятий.

Вопросы профильного обучения постоянно находятся в поле зрения методического совета и  совета гимназии.

              Характеристика художественно-эстетического профиля.

Художественно-эстетический профиль введен в гимназии с 2008 года на основании договора о совместной деятельности с институтом архитектуры и искусства ЮФУ.  На сегодняшний день сделано уже 4 выпуска. Как правило, в классах этого профиля обучаются дети со всего города. Учебный план  профиля составляется с учетом рекомендаций преподавателей ИАрхИ ЮФУ, которые преподают профильные предметы в этих классах (Рисунок и композиция – 2ч, Живопись – 2ч, Основы архитектурного творчества – 2ч) и элективные курсы (Теория и практика черчения – 1,5 ч; Изобразительное искусство, теория и практика – 1ч; Живопись, практические занятия – 0,5ч). Также обучающиеся получают платные дополнительные образовательные услуги: «Черчение (углубленный курс)», «Художественное творчество. Рисунок и композиция», «Человек. Общество. Мир» что помогает более качественно подготовиться к поступлению в ВУЗ на специальности: архитектура или дизайн.

За 2 года обучения по этим предметам обучающиеся овладевают навыком реалистического изображения натуры, приобретают навыки точного линейного построения изображений с тонкой тональной проработкой, у них  формируются основы световой культуры, понимание многоаспектности цвета и его значения в жизни человека, создаются условия для ознакомления обучающихся с требованиями технической эстетики, приобретаются навыки графической культуры.

При профильном обучении обучающийся выбирает не менее трех элективных курсов. Для введения элективных курсов  использовано   Программы элективных учебных курсов в системе профильного обучения введены после проведения следующих процедур:

-обсуждения и согласования на  методических объединениях;

-внутреннего рецензирования;

-рассмотрения на методическом или педагогическом совете гимназии;

-утверждения директором гимназии.

  Во время проведения элективных курсов  в  этих классах  обучающиеся делятся на две группы, что позволяет работать индивидуально с учётом личностностных особенностей каждого школьника.

Набор обучающихся  в 10 класс осуществляется  с учётом результатов собеседования, изучения портфолио, творческих работ. Безусловным аргументом при приеме является талант подростка, обучение в художественной школе и участие в различных конкурсах по профилю.

 Консультации для обучающихся, желающих поступить в гимназию, ведутся с марта по май. На консультацию необходимо принести творческие работы (рисунок, живопись), а также дневник.   

Наряду с хорошей организацией учебной работы по общеобразовательным и художественным дисциплинам, гимназия уделяет много внимания организации профессионально ориентированного досуга обучающихся: экскурсии по городам России, посещение музеев и выставок, тематические вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посвятившими себя искусству. Все это позволяет ребятам черпать новые идеи и вдохновение, которые затем реализуются в их работах.

Ученики гимназии постоянно и успешно участвуют в творческих конкурсах городского, регионального и Российского уровней. В конце учебного года выпускной класс художественно-эстетического профиля  проводит традиционную выставку своих работ и достижений в форме творческого вечера «АртФест», на который приглашаются учителя, родители, будущие десятиклассники.

Окончив профильные классы (художественно-эстетический профиль), 75% наших выпускников поступают в ИАрхИ ЮФУ или ДГТУ по специальностям «архитектура» или «дизайн», где успешно учатся и продолжают принимать участие в различных проектах и исследованиях. Выпускники художественно-эстетического профиля гимназии, являясь студентами ЮФУ, ДГТУ и других вузов, принимают участие в различных конкурсах по профилю обучения. Становятся победителями и призерами конкурсов международного уровня (Степаненко Максим, выпускник 2016 года – победитель Международного конкурса в Праге, Паршин Артем, выпускник 2015 года – победитель в конкурсе проектов «Умная библиотека» среди студентов 1-2 курса и др.)

О результативности работы коллектива учителей и преподавателей ВУЗов  в классе художественно-эстетического профиля можно судить по следующим показателям:

Результаты олимпиад  обучающихся 10-11-х классов МАОУ «Гимназия № 76»

2009 год – 3 победителя, 6 призеров.

2010 год – 3 победителя, 11 призеров.

2012 год – 9 победителей, 8 призеров.

2013 год – 4 победителя и 15 призеров.

2014 год – 5 победителей и 6 призеров.

2015 год – 3 победителя и 7 призеров.

2016 год – 4 победителя и 11 призеров.

2017 год – 6 победителей и 10 призеров.

2018 год – 5 победителей и 6 призеров.

2019 год – 3 победителя и 8 призеров.

Обучающиеся, ставшие победителями, при поступлении не сдают экзамены в вуз,

Обучающиеся профильного художественно-эстетического класса МАОУ «Гимназия № 76» ежегодно являются победителями и призёрами Южно – российской межрегиональной олимпиады, что позволяет им быть зачисленными на бюджетное отделение  ИАрхИ ЮФУ и, как правило, успешно продолжать обучение в институте.

Кроме художественно-эстетического профиля в гимназии реализуются гуманитарный и социально-экономический профили:

Класс

Профиль

Профильные учебные предметы

10А

Художественно-эстетический

1. Рисунок и композиция

2. Живопись

3. Основы архитектурного творчества

11А

Художественно-эстетический

1. Рисунок и композиция

2. Основы архитектурного творчества

11Г

Социально-экономический

1. Обществознание

2. Право

3. Экономика

4. Алгебра и начала анализа

                             Зам. директора по УВР                 Тытыш Т.А.